"О событиях, которые произойдут в могиле."
Смерть является горькой истиной, и каждое живое существо столкнётся с ней. О том, что человек чувствует перед смертью и о том, какие события ожидают человека после смерти рассказывает аль-Бара бин Азиб, «“Однажды мы отправились вместе с пророком хоронить одного их мусульман Медины. Мы подошли к могиле, когда ее еще рыли. Посланник Аллаха сел лицом к Мекке, и мы уселись вокруг него, боясь даже шелохнуться. Он держал в руке веточку и разгребал ею землю. Затем он вдруг посмотрел на небо, затем на землю. Трижды он поднимал и опускал взор, а затем сказал:
— Ищите у Аллаха защиты от наказания в могиле! — он повторил это два или три раза, после чего продолжил. — Когда правоверный раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы со светлыми, точно солнце, лицами. Они приносят с собой саван и благовония из рая, и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти – мир ему! – и усаживается у его головы и говорит:
-О благая душа! (в другой версии этого хадиса говорится: “О умиротворенная душа!”) Выходи навстречу прощению и благосклонности Аллаха.
Душа правоверного покидает его тело, подобно тому, как капля вытекает из горла сосуда, и тогда все ангелы, находящиеся между небесами и землей и на небесах, благословляют ее. Пред ней открываются все врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа взошла на небеса через них. Ангел смерти прибирает душу, и не проходит и мгновения ока, как другие ангелы принимают ее и облекают в саван с благовониями. Об этом сказал Всевышний: “Упокоят его Наши посланцы, – а они ни в чем не делают упущений”. После этого душа начинает благоухать, словно испуская самый прекрасный аромат мускуса, который только можно найти на земле. Затем ангелы возносят душу на небеса. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают:
— Чья это прекрасная душа?
Им отвечают:
— Такого-то, сына такого-то.
Они называют верующего самыми красивыми именами, которыми его звали при жизни. Наконец, они добираются до первого неба и просят открыть врата, и врата отворяются. Ангелы каждого неба провожают душу до следующего неба, пока она не достигает седьмого неба. Тогда великий и могучий Аллах говорит:
— Впишите весть о Моем рабе в верховьях рая в ‘иллиййун.
Затем Пророк прочел аяты Корана:
— И откуда тебе знать, что такое ‘иллиййун? Это — книга начертанная. Свидетельствуют про нее приближенные, — и продолжил. — Тогда ангелы вписывают весть о нем в ‘иллиййун, и им велят:
— Верните его на землю, ибо Я обещал им, что из нее создал их, в нее же их возвращу и из нее их изведу еще раз.
Ангелы возвращают душу верующего на землю, так что она возвращается в тело и слышит шаги удаляющихся от нее людей. Затем к верующему приходят два ангела, которые грубо пробуждают его. Они садятся и спрашивают его:
— Кто твой Господь?
Он отвечает:
— Мой Господь – Аллах.
— Какова твоя религия?
— Моя религия – Ислам.
— Что за человек был послан к вам?
— Это был Посланник Аллаха.
— Как же ты поступал?
— Я читал Книгу Аллаха, уверовал в нее и был верен этому.
Они пробуждают его и спрашивают, кто твой Господь? Какова твоя религия? Кто твой Пророк? Это последнее искушение, которое постигает правоверного. О нем сказал великий и могучий Аллах: “Аллах поддерживает верующих словом твердым в мирской жизни…”. Благодаря этому верующий отвечает, что его Господь – Аллах, его религия – Ислам, и его Пророк – Мухаммад.
Тогда голос с небес возвещает:
— Правдив Мой раб. Расстелите для него райские красоты, оденьте его в райские наряды, откройте для него врата в рай.
Ему приносят райские милости и благоухания, и его могила расширяется до просторов, которые только может объять его взор. Пред ним предстает мужчина с прекрасным ликом, в восхитительном одеянии, благоухающий приятным ароматом и говорит:
— Я сообщу тебе нечто, что осчастливит тебя. Возрадуйся благосклонности Аллаха и райским садам с вечными прелестями. Этот день был обещан тебе.
Верующий вопрошает:
— Кто же ты, да облагодетельствует тебя Аллах? Твой лик несет добро, кто ты?
— Я – твои благодеяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты спешишь быть покорным Аллаху и избегаешь Его ослушания. И вот, Аллах воздал тебе добром.
Затем для верующего открываются врата в рай и врата в ад. Ему говорят:
— Он был бы твоей обителью, если бы ты ослушался Аллаха, но Аллах заменил тебе его этим.
Когда же он узреет то, что есть в раю, то скажет:
— Господи, ускорь наступление Часа, чтобы я смог вернуться к моей семье и вновь обрести свое богатство.
Тогда ему скажут:
— Будь спокоен!
Когда же неверный раб (в другой версии этого хадиса говорится: “грешник”) расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с грубыми черными лицами. Они приносят с собой дерюгу из ада и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти и усаживается у его головы и говорит:
— О скверная душа! Выходи навстречу гневу и негодованию Аллаха.
В этот миг душа неверного расползается по его телу, и ангел смерти вырывает ее, разрывая при этом сосуды и нервы, подобно тому как вертел, на котором много зубцов, проходит сквозь мокрую шерсть.
Все ангелы, находящиеся между небесами и землей и на небесах, проклинают ее. Для нее закрываются врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа не проходила мимо них. Ангел смерти прибирает ее, и не проходит даже мгновения ока, как ангелы облекают ее в дерюгу.
Душа неверного начинает извергать самое скверное зловоние, которое только можно встретить на земле. Затем ангелы уносят ее в небо. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают:
— Чья это скверная душа?
Им отвечают:
— Такого-то, сына такого-то.
Они называют неверного самыми позорными именами, которыми его звали при жизни. Наконец, они добираются до первого неба и просят открыть врата, но они не отворяются.
Затем Посланник Аллах прочел аят Корана:
— Воистину, не откроются врата небесные пред ними, и они не войдут в рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко, — и продолжил. — Тогда великий и могучий Аллах скажет:
— Впишите весть о нем в сиджжин, что находится в земле низшей.
Затем ангелам велят:
— Верните Моего раба на землю, ибо Я обещал им, что из нее создал их, в нее же их возвращу и из нее их изведу еще раз.
Ангелы бросают душу верующего на землю, так что она попадает в его тело.
Тут Пророк прочел аят Корана:
— Тот, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, словно падал с неба, и птицы подхватили его или же ветер занес его на край света, — и сказал. — Его душа возвращается в тело, так что слышит шаги удаляющихся от нее людей.
Затем к неверному приходят два ангела, которые грубо пробуждают его. Они садятся и спрашивают его:
— Кто твой Господь?
Он бормочет:
—М-ммм… Я не знаю…
— Какова твоя религия?
— М-ммм… Я не знаю…
— Что ты знаешь о человеке, который был послан к вам?
Но неверный не может назвать имени, и тогда ангелы восклицают:
— Это Мухаммад!
Он же лишь бормочет:
— М-ммм… Я не знаю. Я лишь слышал, что люди говорили так.
— Ты не знал и не последовал за ним.
Тогда глас с небес возвещает:
— Он лжет! Расстелите для него огненные ложа, откройте для него врата в ад.
К нему подступают адский жар и огненный ветер самум, и его могила сужается настолько, что его ребра входят одно в другое.
Тут пред ним предстает мужчина с отвратительным ликом, в омерзительном одеянии, от которого исходит гнилой запах, и говорит:
— Я сообщу тебе нечто, что огорчит тебя. Этот день был обещан тебе.
Неверный спрашивает его: — Да обратит Аллах против тебя зло? Кто же ты? Кто ты? О, зло несет лик твой.
— Я – твои скверные деяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты не торопишься быть покорным Аллаху и спешишь ослушаться Его. И вот, Аллах воздал тебе злом.
Затем к нему посылают слепого, глухого и немого палача, держащего в руках кувалду. Если он ударит ею по горе, то она рассыпется в прах. Но он бьет ею мученика, и тот превращается в прах, и Аллах вновь воссоздает его таким же, каким он был. Тут он бьет его еще раз, и он издает вопль, который слышат все твари, кроме людей и джиннов. Затем для неверного открываются врата в ад, для него расстилают огненные ложа, а он восклицает:
— Господи, не позволяй Часу настать!
Этот достоверный хадис собран на основании нескольких пересказов. В таком виде его привел шейх Мухаммад Насир ад-Дин аль-Албани в книге “Ахкам аль-Джанаиз” (“Правила похорон”), стр. 202, где вы можете найти его детальный анализ. См. также Ибн Касир 2/13,1 Ибн Хаджар 3/234-240, имам Ахмад, 4/287, 295-296, Абу Давуд, 4753.